ПАМЯТКА по вопросам легализации трудовых отношений, основным изменениям в трудовое и административное законодательство, внесенным Федеральным законом № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года
Основание: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года
Данный федеральный закон №421-ФЗ отражает кардинально изменившееся отношение законодателя к вопросам «нелегальной», «неформальной» занятости. Фактически с 01 января 2014 года введен запрет на заключение с гражданами гражданско- правовых договоров вместе трудовых. В трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) внесены нормы, призванные побудить работодателей отказаться от необоснованного заключения гражданско-правовых договоров, значительно увеличивающие риски и ответственность работодателей за незаключение трудовых договоров.
Так, статьей 12 федерального закона № 421-ФЗ в ТК РФ с 01.01.2014 внесены следующие основные изменения:
- часть 4 ст. 11 ТК РФ предусматривает возможность признания трудовыми отношениями отношений, возникших на основании гражданско-правового договора;
- статья 15 ТК РФ дополнена частью второй:
"Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.";
- статья 16 ТК РФ дополнена частью четвертой:
"Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.";
- Введена новая статья 19.1 ТК РФ (Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями) следующего содержания:
«Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;
судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой — третьей настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.";
Введена новая статья 67.1 ТК РФ (Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом) следующего содержания:
Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.”;
С 01.01.2015 вступает в силу новая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Статья разделена на 5 частей, содержащих разные составы и санкции, а именно:
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ — влечет предупреждение или наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей.
2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа
- на граждан — от 3000 до 5000 рублей;
- на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей.
3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,
влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей;
- на ИП — от 5000 до 10000 рублей;
- на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на ИП — от 10000 до 20000 рублей;
- на юридических лиц — от 50000 до 70000 рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа
- на граждан — 5000 рублей;
- на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на ИПБОЮЛ — от 30000 до 40000 рублей;
- на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.
Кроме этого, работодателям следует учитывать, что в ходе проверок соблюдения трудового законодательства и, в том числе, поверок по вопросам легализации трудовых отношений могут быть выявлены нарушения нормативных требований по охране труда, а с 01.01.2014 кроме вышеуказанной статьи 5.27 КоАП РФ вступает в силу новая статья 5.27.1 (Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации), состоящая также из 5-ти частей и устанавливающая следующие виды и размеры административной ответственности:
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа — на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей;
- на ИПБОЮЛ — от 2000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц — от 50000 до 80000 рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет
предупреждение или наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;
- на ИПБОЮЛ — от 5000 до 10000 рублей;
- на юридических лиц — от 60000 до 80000 рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
- влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц — от 15000 до 25000 рублей;
- на ИПБОЮЛ — от 15000 до 25000 рублей;
- на юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей;
- на ИПБОЮЛ — от 20000 до 30000 рублей;
- на юридических лиц — от 130000 до 150000 рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц — от 30000 до 40000 рублей
или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на ИПБОЮЛ — от 30000 до 40000 рублей
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно ч.б ст.360 ТК РФ, государственная инспекция труда вправе выдавать работодателям предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
При этом работодателям необходимо учитывать, что административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний с 01.01.2015 значительно вырастает.
Так, статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 23, согласно которой: Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, влечет наложение административного штрафа — на должностных лиц — от 30000 до 50000 рублей
или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на ИПБОЮЛ — от 30000 до 50000 рублей;
- на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.